Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Простые химические фокусы

Странствующие листы

Простые химические фокусыЛист бумаги с написанной на ней какой-нибудь фразой, положите в книгу и закройте, а другой-же чистый лист положите во вторую книгу, которую также захлопните. Когда через некоторое время раскроете обе книги, то в первой окажется чистый лист, а во вторую перешёл исписанный.

Секрет фокуса: Разведите крахмал водою приблизительно густоты сливок и влейте в эту смесь несколько капель тинктуры йода. Получится жидкость тёмного цвета, которою довольно легко писать на бумаге гусиным пером. Написанное почти моментально высыхает. Стоит только махнуть по написанному тряпкой и оно слетит до чиста в виде мелкой пыли.

Когда вы заложите лист написанный таким составом, то закрыв книгу переверните её так, кладя на стол, чтобы написанное было снизу. Открыв книгу, выньте лист не перевёртывая и, положив на стол, проведите как-бы небрежно по его поверхности. От этого движения весь состав соскочит и останется на скатерти, которая должна быть тёмного цвета.

На листе-же, вложенном во вторую книгу, напишите предварительно подобную-же фразу купоросным спиртом: она будет совершенно невидима. В этой-же книге положите лист белой пропускной бумаги, намоченной в воде. От действия влаги написанное выступит ясно-тёмными буквами. Открывая книгу, следует её держать так, чтобы не видно было пропуск­ной бумаги.


Искусственное окрашивание цветов


Сернистая кислота вследствие своих раскисляющих свойств, обесцвечивает большую часть цветов, в розе, например, роз, барвинков, фиалок и тому подобное. Этот опыт чрезвычайно хорошо удаётся с помощью изображенного здесь прибора. В маленьком фарфоровом тигле (чашечке) расплавляют серу, которая соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется и даёт серную кислоту; для лучшего действия сернистых паров, тигель покрывают тонкой, конической медной трубкой, причём узкий её конец обращается к испытуемым цветам.

Действие кислоты даёт себя знать немедленно; в несколько секунд розы, барвинки, фиалки, иван-да-марья и др. совершено белеют.

Приведем ещё один опыт: Налив в стакан обыкновенного эфира и, прибавив к нему 1/10 часть (по объёму) нашатырного спирта, погрузим в полученную смесь испытуемые цветы. Некоторые из цветов, имеющих в натуре фиолетовую или разовую окраску, принимают мгновенно ярко-зелёный цвет. Сюда относятся: розоватый журавленник или гераний, фиолетовый барвинок, лиловая ночная фиалка и ярутка, разовая и красная розы, магоновый левкой, тимиан, маленький синий колокольчик, дымянка, незабудка и гелиотроп. Другие же цветы, окраска которых не везде одинаковая, принимают от действия смеси аммиака с эфиром более или менее различные оттенки.

Верхний фиолетовый лепесток душистого горошка становится синим, тогда как нижий принимает бледно-зелёную окраску. Белые цветы обыкновенно желтеют. Таковы например: белый мак, полосатый жабрей, становящийся жёлтым и тёмно-фиолетовым; белая роза окрашивается в палевый цвет, белый водосборь, черно­корень, ромашка, душистый чубушник, маргаритка, картофель, ночная фиалка, каприфолий, цветы бобов, лабазник, наперстнянка и прочие. Все они в прикосновении с аммиякальным эфиром принимают тёмно жёлтый цвет. Белый жабрей становится жёлтым и тёмно-оранжевым.

У разового душистого горошка верхний лепесток превращается в голубой, а нижний – в зелёный весьма нежного оттенка; разовые герани или журавленнки делаются голубыми; в губастик аммиакальный эфир действует только на красные пятна, которые превращаются в коричнего-зелёный; красный жабрей принимает прелестный коричневый цвет с металлическим отливом; валериан приобретает сероватый оттенок, а красный мак становится тёмно фиолетовым.

На жёлтые цветы аммиакальный эфир не действует: Лютик, ноготки, желтофиль и так далее, будучи погружены в эту жидкость, сохраняют свою естественную окраску. Чтобы закончить эту главу, приведём описание одного фокуса, который приводит в изумление зрителей не смотря на свою несложность и простоту. Нужно взять совершенно прозрачный стакан, по­ крыть блюдечком и объявить, что, находясь на некотором расстоянии, можно заставить проникнуть в него дым от папиросы.

Что в действительности и исполнится: едва закурите папиросу, стакан, как бы по мановению волшебника, начнёт наполняться густым белым дымом. Это – очень лёгкий фокус. Пустите в стакан две-три капли соляной кислоты и смочите дно блюдечка, которым он накрыт, нашатырным спиртом – вот и все приготовления: обе жидкости образуют здесь два тонких слоя, совершенно незаметные для глаз, но вполне достаточные для появления химической реакции. Когда стакан будет накрыт блюдечком, в нём появятся белые пары нашатыря, весьма сходные по цвету с табачным дымом.

Скажем ещё несколько слов о столь известном каждому металле – железе, которое тоже может служить в некотором роде для фокусов.

Железо по своей распространенности и по своему значению в современной жизни – действительно представляет самый важный металл. Его ковкость, мягкость, плотность и дешевизна – делает железо незаменимым в некоторых областях техники и промышленности. Единственное неудобство – это сильное сродство железа к кислороду.

Всякому, вероятно известно, что от действия влажного воздух железо ржавеет, т.е. покрывается красноватым налётом. Этот налёт – продукт соединения железа с кислородом или окись железа, дающая красную краску, известную в общежитии под названием мумии. Еще энергичнее окисляется железо под влиянием жара. Если например, в пламя обыкновенной свечи, раздуваемой трубкой, сыпать понемногу железные опилки, то они, окисляясь от жара, раскаляются до бела и сверкают ослепительным светом.

Не менее интересен также следующий опыт. Раскалим до бела железный гвоздь, прикрепленный к проволоке, и станем быстро вращать его, подобно камню на верёвке. Мы увидим тогда, что от гвоздя во все стороны полетят тысячи блестящих искр. В сильно размельчённом виде железо загорается даже без всякого прокаливания, от одного только соприкосновения с воздухом.

простые